ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ НА ПЕДАГОГА? ПОЛУЧИТЕ ОПЕРАТИВНЫЙ ОТВЕТ В ЧАТ-БОТЕ -ПОМОЩНИК РОСОБРНАДЗОРА
О снижение бюрократической нагрузки на учителей
С 1 сентября 2022 года изменились нормы, регулирующие объем документарной нагрузки на учителей. Принятые поправки в закон «Об образовании» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.
Благодаря этому закону учителя работают с минимальным количеством документов, напрямую связанных с образовательным процессом: это рабочая программа и классный журнал. Преподаватели кружков и секций заполняют также журнал внеурочной деятельности, классные руководители – план воспитательной работы. По запросу педагоги могут писать характеристики на обучающихся. За ведение остальной документации отвечают административные работники. Данный перечень утвержден приказом Минпросвещения России от 21.07.2022 № 582.
Закон дает образовательным организациям право применять в своей деятельности электронный документооборот. Таким образом, школы смогут не предоставлять бумажные версии документов, а в случае запросов им не нужно будет дублировать информацию, которая уже отражена на сайте школы.
Введение дополнительного перечня документации для заполнения учителем возможно на уровне региона только по согласованию с Министерством просвещения России.
Федеральный уровень
Министерство ведёт последовательную работу по снижению бюрократической нагрузки на педагогов. Ранее совместно с Рособрнадзором Министерством уже были выпущены рекомендации, чётко ограничивающие бюрократическую нагрузку на педагогов и сокращающие список необходимых документов для заполнения.
Электронная приёмная 2022@edu.gov.ru работает круглосуточно. Всё, что нужно, это написать своё обращение и отправить его на электронную почту, указав
– свои координаты и удобную обратную связь;
– регион;
– педагогический стаж.
Региональный уровень
В случаях несоблюдения введенных ограничений педагоги могут направить обращения на электронную почту горячей линии:
При этом необходимо указать школу и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены специалистами Рособрнадзора.
Телефон горячей линии Министерства образования:
Школьный уровень
Наименование документа | Файл \ Ссылка | |
Приказ ГКОУ РД "ОШИ с.Черняевка" Об обеспечении снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников" |
Школьный телефон горячей линии по вопросам снижения бюрократической нагрузки на педагогов:
Директор:Темирбулатова М.З.
Телефон
+7 (963) 426-82-82
Электронная почта
gkou_chernyaevka@e-dag.ru
Нормативные документы
Наименование документа | Файл \ Ссылка | |
Приказ Минпросвещения России от 21.07.2022 N 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ"(Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2022 N 69724) | Файл | |
О снижении документационной нагрузки учителей от 18.12.2020 г. | Файл | |
Письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора от 22.12.2022 № СК-773/03 / 01-141/01-01 "О снижении бюрократической нагрузки на образовательные организации" | Файл | |
Мероприятия по снижению бюрократической нагрузки в системе образования | Файл | |
Должная иснтрукция учителя | ||
Должностная инструкция классного руководителя |
В перечень включены:
рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
журнал учета успеваемости;
журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
характеристика на обучающегося (по запросу).
Информационный бюллетень
Дальнейшие шаги по снижению документационной нагрузки на педагогов и образовательные организации всех уровней образования были обсуждены в ходе межведомственного совещания, которое прошло под руководством главы Рособрнадзора Анзора Музаева.
Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора напомнил о тех шагах, которые уже были сделаны в данном направлении. Приняты поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ» и приказ Минпросвещения РФ, которые ограничил пятью позициями перечень документов, обязательных для ведения школьными учителями. Деперсонифицированный опрос, проведенный среди 6 тысяч педагогов из всех регионов России, показал, что четверть из них уже ощутили на себе положительный эффект от этой меры. Однако остаются проблемы с применением данных норм на местах.
Кроме того, в ходе встречи с руководителем Рособрнадзора Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин поставил задачу продолжить эту работу, разгрузив от избыточной документационной нагрузки организации других уровней образования. Координировать эту работу поручено Рособрнадзору.
«Работу в этом направлении нужно расширить на все уровни образования и разгружать всех педагогов, дать им время заниматься своей основной работой – передавать знания. Здесь право главного голоса должно быть за экспертным сообществом: что нужно оставить, а от чего надо избавляться, что повлияет положительно на систему и разгрузит образовательные организации от ненужной волокиты. Сюда входит не только работа с документами, но и с информационными системами, разнообразные мониторинги», — заявил Анзор Музаев.
Заниматься анализом ситуации и подготовкой проектов нормативных актов будет межведомственная рабочая группа, а также четыре созданных при ней подгруппы по различным уровням образования (дошкольному, школьному, среднему профессиональному и высшему). Руководителем-координатором межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования является советник главы Рособрнадзора, директор по развитию группы компаний «Просвещение» Наталья Алтыникова. Проекты нормативных документов, подготовленные межведомственной группой, будут направляться для финального обсуждения и утверждения на рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования под руководством Елены Шмелевой, а затем оформляться в виде законодательных и нормативных актов.
«При подготовке решений нужно руководствоваться принципом «не навреди». Все наши действия должны быть направлены на то, чтобы система стала работать лучше, а не хуже, и учитывать интересы образовательных организаций, регионов и федерального центра», — подчеркнул Анзор Музаев.
Наталья Алтыникова рассказала о результатах проведенного анализа ситуации с документационной нагрузкой в образовательных организациях. По ее словам, проблема связана в первую очередь с огромным количеством запросов в образовательные организации от федеральных и региональных структур, мониторингов и информационных систем, которые не интегрированы между собой.
«На сегодняшний день никто в стране не владеет информацией обо всем объеме собираемых данных в системе образования. Здесь нам нужно четко понять, какая информация нам действительно нужна для того, чтобы управлять качеством образования, и уже, исходя из этого, выстраивать все остальное: отчетность, мониторинги, информационные системы», — отметила она.
Наталья Алтыникова рассказала, что воспитатели детских садов сейчас ведут более 50 документов, значительная часть которых связана с медицинским функционалом. Анализ мониторингов дошкольного образования, проведенный в одном из регионов, выявил, что суммарно данные собираются по 365 показателям. «Непонятно, кто и как с этими данными дальше работает. Никакой обратной связи образовательные организации не получают», — констатировала она.
У вузов и организаций СПО ситуация разная. Список обязательной документации для них нигде не регламентирован. Так, один из вузов представил в рабочую группу перечень отчетов, которые он направляет в различные внешние инстанции, насчитывающий 171 документ.
«Общий бич – дублирование запросов, которые приходят от разных инстанций, и дублирование информации в информационных системах. Вузы заполняют порядка 50 информационных систем, в системе СПО их около 20. Нужно сделать так, чтобы избежать дублирования информации и сделать доступ к этой информации всем тем ведомствам, которым она нужна, без направления соответствующих запросов», — сказала Наталья Алтыникова.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Рособрнадзора Сергей Рукавишников рассказал о плане-графике работ по снижению бюрократической нагрузки в системе образования. По его словам, соответствующие поправки в закон «Об образовании в РФ» должны быть подготовлены и рассмотрены Госдумой РФ уже в июле 2023 года, а не позднее 1 декабря должны быть приняты и опубликованы подзаконные акты – приказы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования к обязательной для ведения документации для образовательных организаций разных уровней образования. «С 1 марта 2024 года все нормы, касающиеся бюрократической нагрузки, должны вступить в силу», — сообщил Сергей Рукавишников.
Горячая линия по вопросам документационной нагрузки учителей
Федеральный уровень
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки открыла горячую линию по вопросам документационной нагрузки учителей, куда педагоги могут обратиться в случае нарушения их прав.
В случаях несоблюдения введенных ограничений педагоги могут направить обращения на электронную почту горячей линии: stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru При этом, пожалуйста, укажите ваш регион, школу и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены специалистами Рособрнадзора.
Региональный уровень.
Горячая линия по вопросам документационной нагрузки учителей
56-04-60, 56-04-61, 56-04-62
Министерство образования и науки Республики Дагестан открыло горячую линию по вопросам документационной нагрузки учителей, куда педагоги могут обратиться в случае нарушения их прав.
В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2022 № 273-ФЗ приказом Минпросвещения России от 21.07.2022 № 582 утвержден перечень документации, необходимой для заполнения педагогами при реализации основных общеобразовательных программ:
1) рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
2) журнал учета успеваемости;
3) журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
4) план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя);
5) характеристика на обучающегося (по запросу).
Ведение остальной документации в школах должно быть возложено на иных административных работников. Введение дополнительного перечня документации для заполнения учителем возможно на уровне региона только по согласованию Минпросвещения России.
В случаях несоблюдения введенных ограничений педагоги могут направить обращения на электронную почту горячей линии: stop_nagruzka@dagminobr.ru .
При этом, пожалуйста, указывайте ваш район (город), школу и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены Министерством образования и науки Республики Дагестан.
Горячая линия по вопросам документационной нагрузки учителей
О снижении документарной нагрузки на учителей (видеоролик)
Мониторинг забюрократизированности
Мероприятия по снижению бюрократической нагрузки
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"